С думой о завтрашнем дне.
Хотя лучше начать с сегодняшнего. Тем более многие именно там и находятся. На дне. На днях и мы побывали «На дне», а если точнее, на премьере нового спектакля любимейшего театра «Апарте» «Солнце всходит и заходит...».
Первое, что было обнаружено «водолазами»: Горький вечен. Его философские изыскания были актуальны и для дня буржуйского, и для советского, и для сегодняшнего «демократического». А посему быть ему в писательских «святцах» вечно!
Второе: размышления великого пролетарского писателя будоражат чувства, расшевеливают мысли и пробуждают сознание.
И третье. На этих глубинах режиссер Андрей Любимов обнаружил своего Горького, вытащил в день сегодняшний, повернул лицом к народу... И вот уже не ночлежка вроде, а коммуналка. Или общежитие. И все так близко и в пространстве, и во времени, словно это все происходит с нами: поиски правды и смысла жизни, погружение в пустоту, в бездну. «Бездна бездну призывает...» И эти звенящие рукомойники, как колокол после молитвы. Как призыв к чистому и светлому, к вере, надежде, любви. Вот и Лука, почти апостол, явился, туда же, к свету, зовет. Но только жестче он стал сегодня, грубее, современнее. «Поманил, поманил, да и бросил». Как точно, как призывно... И как по-русски безнадежно! «Мне и хочется на волю – цепь порвать я не могу...» Ко дну, ко дну...
И в который раз понимаешь, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Важно только понять, что дно уже близко...
Особый респект режиссеру Андрею Любимову, за творчеством которого наблюдаю уже много лет. В каждой своей постановке он есть на сцене, зримо или нет, в роли или вполне осязаемый своей особой энергетикой. Вот и «на дне» он устроил водоворот из трагедии, комедии, мюзикла и... детектива. А вы думаете, в детективе ищут тупо убийцу? Любимов превращает поиск смысла жизни и правды в настоящий детектив, где герои меняются местами. И вот уже Лука, кажется, – от лукавого, а правда его никого не спасла... И в каждом есть семь грехов смертных, и каждый за них заплатит, и каждому есть оправдание. И все, что происходит на сцене, напоминает нашу детскую игру «Сыщик, ищи вора», где ищешь, кто есть кто, и в каждом ты можешь увидеть и вора, и судью, и палача.
Заслуга Андрея Любимова еще и в том, что он нашел и вытащил со «дна» на свет... Горького. Забытого, заключенного в советские учебники по статье «соцреализм». Он его реабилитировал, отменил статью, и стало очевидно, что Горький не советский писатель, он вне рамок пространства и времени, как и душа человеческая. Не случайно актеры с таким удовольствием, с таким упоением и искрометностью играли этого хрестоматийного автора! Все-таки хороший театр начинается не с вешалки, а с хорошей литературы. В которой есть любовь к человеку. Помните, «человек – это звучит гордо»?!
Спасибо! Поклон!