Роман проносится перед нами словно в горячечном бреду, в котором пребывает и сам Родион Раскольников, преступивший великие заповеди, решившийся на убийство и обрекший себя на вечные муки ада.
Атмосфера наваждения и бреда диктует свои законы мрачной символикой действия. Здесь всякая сцена и всякий герой умножаются кинопроекцией, превращаясь в пугающую бесконечность. Множество дверей, входов и выходов говорят нам о множестве вариантов выбора, предложенного человеку.
Документальные хроники убийства, как в сегодняшних соцсетях, мгновенно становятся актуальными новостями. А сонм бесов в масках, сопровождающих Раскольникова, пугает неотвратимостью своего присутствия. Это они, его двойники, вкладывают в его руки топор, свисающий сверху на веревке.
Раскольников (Андрей Попов) проходит свой путь раскаяния на сумасшедшей спринтерской дистанции, обдавая нас полыханием душевной смуты, терзаний и угрызений. Его идеи о себе оказались ложными, хоть он и возомнил себя «сильной личностью». Высокий, красивый, изысканный, он смотрит на нас исподлобья, низко опустив голову со спутанными волосами и не ища сочувствия ни в ком, изматывая себя до предела и все больше воспаляя свой мозг мукой отчаяния и безысходностью положения.
Вот его главные оппоненты в размышлениях о Боге и душе. Порфирий Петрович (Александр Иванков) – человек опасный, под маской бонвивана прячущий нутро властного знатока людских душ и доказывающий, что Раскольников вовсе не «сверхличность». Свидригайлов (Денис Бургазлиев), сладострастный и порочный, напоминающий удава, кольцами сворачивающегося вокруг своих жертв. Тут и напыщенный подлец Лужин (Михаил Пярн), от брака с которым Раскольников спасает свою сестру. Все это армия тьмы, люди мрака.
Люди света – женщины, милые, слабые, беззащитные. Но лишь на них можно опереться в тяжкой и запутанной жизни. Сестра Дуня (Антонина Комиссарова) – принципиальная и отважная. «Вечная» Сонечка Мармеладова (Анна Сафронова) – маленькая, хрупкая, как птичка, готовая к спасению всего мира. И мама Родиона Пульхерия (Галина Виноградова), трепетно и пронзительно болеющая за своего сына. Он прощается с ними, отправляясь на каторгу. Они будут молиться за него.
Ольга Игнатюк, журналист, театральный критик. Театральная афиша столицы.