В Театральном Доме «Старый Арбат» состоялась премьера спектакля «БОЛЬшой ПРОспект» Московского драматического театра «АпАРТе», поставленная молодым режиссером Иваном Косичкиным по пьесе драматурга Николая Железняка.
«БОЛЬшой ПРОспект» — второй спектакль Ивана Косичкина и дебют Николая Железняка. Можно сразу сказать, что премьера прошла с успехом. Зал был полон. И особенно радовало, что забит он был в основном молодежью, которая постоянно живо реагировала на игру актеров, а после спектакля долго не отпускала их со сцены.
В анонсе «БОЛЬшого ПРОспекта» сказано, что это «спектакль о молодежи лихих 90-х годов прошлого века, когда так быстро и неукротимо формировались параллельные реальности — богатства и бедности, правды и лжи, беззакония и бесправия». Однако никаких особых примет того, что действие происходит в лихие 90-е в спектакле нет. Эта история могла произойти и в наши дни, достаточно далекие от 90-х годов.
История такова: в районном городке росли вместе четыре неразлучных друга — три парня и одна девушка — Эдик (Антон Долгов), Паша (Дмитрий Ефремов), Валера (Виктор Степанян) и Ирина (Антонина Комиссарова). Лидером, заводилой у них был Паша, а главный герой Эдик — парень романтический, книжный, мягкий, тянулся за ним. Все вместе они поступили в один университет. Возможно, все три парня симпатизировали Ирине, но она выбрала Эдика. Однажды парни по молодости крупно нахулиганили. Впрочем, виноват был Паша, но попал в милицию Эдик. Он не выдал друга, взял вину на себя, за это его выгнали из универа. А Паша скромно промолчал, видя, как из-за него страдает Эдик, фактически предал друга. И Эдик оказался в армии, где после дембеля остался служить по контракту.
Спектакль начинается с того момента, когда Эдик возвращается из армии и встречается со своими бывшими друзьями. Паша теперь руководитель собственной фирмы, Валера — его подчиненный, а Ирина — уже много лет жена Паши. У них растет сын. Приезд Эдика нарушает налаженную жизнь его бывших друзей. Паша считает, что он приехал мстить ему за предательство, за Ирину, которая только теперь узнает, что из-за Паши Эдика выгнали из университета, что именно ее муж сломал жизнь своему другу детства. Паша опасается Эдика, ведь теперь за его плечами годы армии и убийство человека, пусть случайное, но все же убийство. Ирина сначала избегает встреч с Эдиком, но потом вновь тянется к нему. Паша застает их во время свидания и избивает обоих. В конце концов, Паша решается на убийство своего друга детства, а теперь соперника Эдика.
Спектакль удался из-за ряда интересных находок молодого режиссера и прекрасной работы Антона Долгова, игравшего Эдика. Очень непросто удержать внимание зрителя, когда актер в одиночестве просто пересказывает свою прежнюю жизнь. Никакого действия, один монолог. Но Иван Косичкин нашел отличный ход с фотографиями, который вместе с убедительной игрой актера, ни на мгновение не отпускает внимания зрителей. Кстати, Долгов ни в одной сцене спектакля не сфальшивил, во всех эпизодах действовал в соответствии с характером персонажа. Дмитрий Ефремов в роли Паши менее органичен. Трудно понять, почему именно он был лидером среди друзей. Только в одной сцене ярко показана его решительность: когда она застает Эдика со своей женой Ириной во время свидания. Актер Виктор Степанян показал своего персонажа, как безвольную тень Паши, всегда и во всем следующего за лидером. Антонина Комиссарова играет современную девушку, которая легко меняет любовь на материальное благополучие и домашний уют. Вряд ли бы такая женщина вспомнила когда-нибудь о своей любви, если бы не приезд Эдика через много лет после разлуки. Это женщина, которая живет по принципу: с глаз долой — из сердца вон! Эпизоды, где Ирина вновь начинает тянуться к Эдику, сыграны актрисой тонко, убедительно, эмоционально.
Можно поздравить и автора пьесы Николая Железняка с замечательным дебютом, и режиссера Ивана Косичкина с удачной премьерой, и молодых актеров, вчерашних выпускников ВТУ им. Щепкина, с убедительной передачей характеров своих персонажей, и театр «АпАРТе» с новым замечательным спектаклем.
Татьяна Жарикова, журнал «Наша молодежь», N6, март 2013 г.